По роду своей деятельности я много общаюсь с разными людьми и часто сталкиваюсь с мнением, что наш провинциальный город совершенно лишен каких-бы то ни было перспектив и возможностей, и что здесь вообще ничего не происходит.
Но я вижу картину совсем иначе. Да, трудности есть — знаю это не понаслышке, однако меня окружают много творческих, талантливых и смелых людей, которые не боятся начинать что-то новое и непривычное, и действуют несмотря ни на какие сложности и нюансы нашего региона. Это, поверьте, очень вдохновляет.
Мне захотелось поделиться этим и с вами, поэтому я задумала серию интервью с интересными людьми, живущими в нашем городе и работающими в разных сферах, но прежде всего, конечно, в индустрии моды. Да-да, у нас в городе такая ЕСТЬ!
Первой моей героиней стала Динара Мурасова — молодой, но уже громко заявивший о себе модный дизайнер из Волгограда. Этой весной я и сама была участником регионального конкурса дизайнеров «Модельер года в ТРЦ «Акварель» — 2018», и имела возможность посмотреть показы многих других дизайнеров. Динара поразила и вдохновила меня – её коллекция отличалась какой-то цельностью и удивительной гармонией, глубиной подачи и профессиональным исполнением моделей и по уровню была достойна показов ведущих подиумов мира. Мы встретились, и Динара дала мне откровенное интервью.
Динара, как Вы пришли к тому, чтобы стать модным дизайнером? Расскажите немного о себе.
Конечно, быть дизайнером одежды я мечтала с детства, но привело меня к этому скорее стечение обстоятельств, а не цель. По образованию я экономист, закончила ВолГУ. После университета я проработала по специальности буквально три месяца, и сразу же поняла, что это абсолютно не мое — я начала поиск. Я работала в различных творческих мастерских, меняла один род деятельности на другой, знакомилась с талантливыми людьми, которые занимались чем-то творческим, чем-то своим и поняла, что это возможно – заниматься тем, что тебе нравится и что такие люди действительно существуют.
И так я устроилась в свадебное ателье, и проработав там некоторое время, окончательно поняла, что хочу заниматься модой и решила, что пора начинать что-то свое.
А какими были Ваши первые шаги, именно в профессии дизайнера? С чего начинали?
Конечно, все рождается с идей — я сразу знала, о чем хочу говорить в своей первой коллекции, но так как я еще работала, я долго вынашивала ее в уме, задумывая, как это должно выглядеть. Потом я начала пробовать перенести это на бумагу, нарисовала и отложила это в долгий ящик.
А когда я уволилась с работы, я в тот же вечер позвонила знакомой женщине конструктору (прежде я ходила в колледж на трехмесячные курсы по конструированию и моделированию), и сказала: «А как Вы смотрите на то, что мы с Вами поработаем, я хочу создать коллекцию, не могли бы Вы мне помочь?» Буквально на следующий же день мы встретились, я привезла ей эскизы и показала, что у меня есть. И она занялась именно конструкцией, на тот момент я сама еще ничего не умела, помимо того, что рисовать.
Так я создала свою первую в жизни коллекцию. Помню момент, когда я впервые увидела в макете то, что прежде было лишь в голове и на бумаге. Я обомлела и чуть не расплакалась.
Вдохновение — это целый мир, все может быть вдохновением. Это обязательно сами люди, культура людей, религии людей (этому была посвящена первая коллекция). Я бы хотела, чтобы в мире не было границ и рамок, чтобы людей не разделяли по каким-либо принципам, потому что человек — это очень большое и наполненное существо, очень сложное и интересное. И все, что происходит с человеком – тоже вдохновение.
Вы участвуете в ведущих показах и конкурсах дизайнеров России, какое из этих событий запомнилось особенно ярко и было наиболее важным для Вас?
Самым особенным и важным моментом, пожалуй, останется именно мой первый показ — это был ответственный шаг.
Он проходил у нас в Волгограде на конкурсе «Модельер года 2017», который ежегодно проводит ТРЦ Акварель совместно с Агентством V.G.models. Я подала заявку, меня приняли. Конечно, на какое-то место я не претендовала, я прекрасно понимала, что там участвуют дизайнеры с большим опытом — для меня было важным проверить себя и найти какие-то отклики.
Председатель жюри того года, Тугова Вера, вручила мне и еще нескольким участникам сертификат с приглашением на Международный конкурс молодых дизайнеров «Экзерсис» в Москве. И для меня это было очень ценно на тот момент.
Я знакомилась с отзывами экспертов о ваших коллекциях. Среди них такие, как Элина Андросова — президент Центра поддержки и развития индустрии моды, Владимир Зубец — один из самых известных столичных промышленных дизайнеров. Общее резюме, по мнению экспертов, – это интеллектуально-тонкая работа с такими глубокими темами, как мировые религии, права женщины. Динара, где Вы черпаете вдохновение для своих коллекций?
Как я уже говорила, создавать для меня — и есть рассказывать. Так я могу высказывать свое мнение, обращать внимание людей на проблемы. И коллекция — это тот вопрос, который меня тревожит на момент ее создания.
Вдохновение — это целый мир, все может быть вдохновением. Это обязательно сами люди, культура людей, религии людей (этому была посвящена первая коллекция). Я бы хотела, чтобы в мире не было границ и рамок, чтобы людей не разделяли по каким-либо принципам, потому что человек — это очень большое и наполненное существо, очень сложное и интересное. И все, что происходит с человеком – тоже вдохновение.
А ещё — музыка. Наверное, если бы у меня отняли ее, я бы посвятила себя и созданию музыки.
Динара, а что для Вас самое сложное во время создания коллекции? Чему уделяете особое внимание?
Казалось бы, самое сложное — это создать, придумать саму коллекцию. Ты рисуешь очень много эскизов, потом из них выбираешь одни и дорабатываешь, потом следующие и так далее — это очень длительный процесс.
Но для меня самым сложным все же остается выбор ткани и фурнитуры, потому что в мире такого разнообразия материалов, с которыми ты можешь работать, нужно чувствовать себя скульптором, создавая формы, фактуры. И часто именно от выбора ткани зависит итог, конечный продукт. Поэтому, особое внимание я уделяю выбору материалов.
… в мире такого разнообразия материалов, с которыми ты можешь работать, нужно чувствовать себя скульптором, создавая формы, фактуры. И часто именно от выбора ткани зависит итог, конечный продукт. Поэтому, особое внимание я уделяю выбору материалов.
Очень волнующий вопрос — это вопрос о стажировке во Франции. Моим читателям будет очень интересно узнать, как Вы попали на обучение в институт Mod’Art International в Париже, и как оно протекало?
На самом деле все началось с моей подруги — дизайнера Луизы Алханашвили. Она участвовала в конкурсе модельеров от журнала «Собака» в Санкт-Петербурге и выиграла эту самую стажировку. Я очень радовалась за нее и уже отправляла ее во Францию, предвкушая, как она будет звонить и рассказывать мне все подробности. Но вдруг мы поняли, что туда может поехать любой желающий. Да, мне посчастливилось иметь такую возможность, подумав пару дней, я быстро оформила необходимые документы и вот мы в Париже.
Там мы учились во французском институте моды, Mod’Art International, по направлению дизайн. Мы изучали тенденции будущих сезонов, разбирали коллекции прошлых и под руководством преподавателей разрабатывали коллекцию одежды.
Что сказать, это было действительно здорово! Мы проводили весь день в красивом кабинете в здании, где учится талантливая французская молодежь, потом забирали работу домой и до ночи в нашей съемной квартире доделывали ее. Нужно было сделать очень много, а времени было крайне мало, поэтому приходилось работать в таком насыщенном ритме. А перед сдачей работы в последний учебный день мы и вовсе не ложились спать. Но когда ты учишься там, где тебе нравится и интересно — это очень захватывает, тем более что прежде у меня не было опыта обучения по этому направлению. Затем мы отшивали один лук из коллекции в филиале института в Санкт-Петербурге, где мы работали в оборудованном кабинете в течение 4 дней.
… это было действительно здорово! Мы проводили весь день в красивом кабинете в здании, где учится талантливая французская молодежь, потом забирали работу домой и до ночи в нашей съемной квартире доделывали ее. Нужно было сделать очень много, а времени было крайне мало, поэтому приходилось работать в таком насыщенном ритме. А перед сдачей работы в последний учебный день мы и вовсе не ложились спать. Но когда ты учишься там, где тебе нравится и интересно — это очень захватывает…
Какое самое яркое впечатление осталось после посещения Парижа?
До того, как у нас начались занятия, нас водили по музеям и разным выставкам всего, что касается моды. Также мы посетили ярмарки, блошиные рынки, которые тоже несут в себе историю моды и парижской культуры.
Посетили музей Мэйсона Мартина Марджела, сходили в дом-музей Ив Сен Лорана, побывали в кабинете, где он сам лично работал. Прикоснуться к этому – конечно, прекрасно.
Я никогда прежде не видела работ таких дизайнеров вживую, и, когда ты смотришь на них, ты понимаешь, что это действительно что-то невообразимое. А когда ты видишь, например, первые работы Марджела, сделанные из самых дешевых тканей и каких-то подручных материалов, то голова кругом идёт. Искусство, мода могут создаваться при любых условиях, важны лишь талант и стремление. Увидеть все это своими глазами — бесценно, это принесло массу впечатлений и вдохновения.
Я никогда прежде не видела работ таких дизайнеров вживую, и, когда ты смотришь на них, ты понимаешь, что это действительно что-то невообразимое. А когда ты видишь, например, первые работы Марджела, сделанные из самых дешевых тканей и каких-то подручных материалов, то голова кругом идёт. Искусство, мода могут создаваться при любых условиях, важны лишь талант и стремление.
Отличается ли подход к обучению и созданию коллекции в принципе, и если да, то чем?
Да, конечно, они работают по-другому. Создание коллекции строится иным образом, не так как у нас — они идут, пожалуй, от обратного. Нам давали задание нарисовать какое-то конкретное количество изделий — ты создаешь их отдельно, а уже в дальнейшем компонуешь и составляешь из них образы. Т.е. не так, как я рисую обычно весь образ сразу и продумываю, что бы я хотела там видеть, нет — они создают отдельно какие-то вещи и детали, а уже потом сочетают их.
Еще, они рисуют не просто художественный эскиз, а обязательно параллельно прорабатывают все до мелочей в техническом рисунке. Я так раньше не работала, а сейчас понимаю, что работа так выстраивается легче, а модели становятся детально более продуманными.
Как Ваши близкие относятся к тому, чем Вы занимаетесь?
На самом деле, это очень интересный вопрос. Мой папа бизнесмен, который уже больше 25 лет занимается своим делом, и, безусловно, он привык к тому, что должна быть какая-то постоянная сфера деятельности, стабильность. Несмотря на это, он ещё и очень творческий человек: талантливый художник, конструктор, строитель, человек с невероятным количеством идей, которые он всегда воплощает в жизнь.
Меня с детства окружала и та и другая сторона, поэтому вечно стоял выбор между практичностью и творчеством.
Сколько себя помню — мы с родителями делали разные поделки, много рисовали, что-то лепили, строили из песка, снега и многое другое, а параллельно мама всегда много вкладывала в мое образование, она мой главный учитель. Когда пришло время выбирать профессию, университет, выбор пал на экономический факультет – родители считали творческие профессии баловством, а я возражать не стала. Вуз я закончила, а дальше известно (смеется). Конечно, родные были против — я меняла сферы деятельности, не могла определиться. Но, когда я занялась дизайном одежды, они смирились, поняли, что они сами заложили в меня эту любовь к искусству. Может, наконец, увидели во мне серьезные намерения. И сейчас я ощущаю только поддержку с их стороны. Очень большую!
В чем плюсы и минусы работы модельера, что первое на ум приходит?
Первым на ум пришел минус — это, пожалуй, нестабильность – никогда не знаешь, что может произойти. Когда ты создаешь коллекцию — ты понимаешь, сколько необходимо в нее вложить времени, средств, сил, но совершенно не знаешь, что получишь в итоге. Ты постоянно задаешься вопросом – найду ли я своего клиента, поймут ли люди меня, захотят ли они это покупать. Каждый сезон – риск.
А плюс?
Самый большой плюс — мне нравится, что я могу делать что-то своими руками и видеть результат. Это же волшебство, когда ты можешь наблюдать плоды того, что было у тебя в голове всего несколько дней назад!
Я могу ходить в том, что мне нравится, это тоже такой бонус. Вот опять же из детства — раньше мы жили, если интересно… конечно интересно!… мы жили не в Волгограде, а в области. И когда мы собирались в город, например, перед первым сентября, чтобы собрать вещи к школе, я всегда писала себе список вещей, которые я бы хотела купить, но к этому списку я еще делала рисунки этих вещей, как они должны выглядеть (смеется). И когда мы приезжали в город я никогда не находила того, что я нарисовала (удивительно!) и расстраивалась этому, а сейчас такой проблемы нет.
Какие профессиональные рекомендации можете дать тем, кто сейчас находится на стадии выбора какой-то творческой профессии и возможно сомневается, испытывает какие-то страхи?
Сложно сказать, нужно понимать, что эта деятельность занимает очень много времени, труда, финансов (как и любая деятельность), и все же риски не всегда могут быть оправданы. И если сомнения очень велики, то, пожалуй, стоит подождать.
А тем, кто все же понимает, что это его путь, то я советую не бояться и начинать действовать. Ведь пока не примешься за работу, ничего не поймешь. Честно, я так первую коллекцию и делала, я думала: сделаю и посмотрю, что из этого выйдет, ведь это не так просто, как кажется на первый взгляд. Поэтому мой совет — это начать что-то предпринимать.
… мне нравится, что я могу делать что-то своими руками и видеть результат. Это же волшебство, когда ты можешь наблюдать плоды того, что было у тебя в голове всего несколько дней назад!
Где мы можем приобрести вещи из Вашей коллекции?
Их можно приобрести лично у меня – обычно люди находят меня через социальные сети. Некоторые клиенты приходят ко мне в офис на Баррикадной 17, где они могут померить, посмотреть и заказать интересующую модель. И в шоуруме a!ROOM, который находится в «Икре», там тоже есть мои вещи из моей коллекции.
Динара, а какие Ваши планы на ближайшее будущее?
В ближайшее время у меня пройдет показ на Futurum Moscow, это площадка для молодых дизайнеров, которая проходит в рамках Mercedes-Benz fashion week Russia. Мне просто позвонили и сказали, что приглашают меня показать свою коллекцию, и я, конечно же, согласилась. Это уже не конкурсная программа, а настоящий показ, на который можно попасть только по приглашению. Надеюсь, все пройдет хорошо, и я найду для себя там что-то новое.
MBFW крупнейшее fashion-событие России, Динара, желаю Вам только успеха!
Спасибо, Екатерина.
Фото: из личного архива Динары Мурасовой.
Визитная карточка:
Почта: dinara.murasova@gmail.com
+ 7 (927) 542 6968
Автор: Екатерина Мелякова